Не надо это понимать так, что Дед в то время писал исключительно письма вождям. Он был ученым и конструктором с широким кругозором и понимал,
что на его глазах возникает новое, прорывное направление. Речь идет о ракетах, ракетных двигателях и Космосе.
Вот отрывок из моей переписки с Анатолием Давидовичем Дароном, который после окончания МАИ связал свою жизнь с этим новым направлением.
- Анатолий Давидович,что послужило причиной того,что Вы заинтересовались в детстве не авиацией,которая тогда переживала период бури и натиска,а ракетами, которые, наверное, казались тогда фанастикой и далеким будущим? Какая-то книга на Вас повлияла? Или какой-то человек?
- Коротко трудно ответить. Всё же, увлёкся астрономией, прочитав книгу Фламмариона (в 10 лет),затем - полётами к другим мирам,конкретными возможностями таких полётов,рано понял, что их можно обеспечить только с помощью ракетных двигателей,и именно - жидкостных (на жидких компонентах топлива,на ЖРД). Во второй половине 40-х гг и твой дед заинтересовался этими двигателями, но он почему-то изучал этот вопрос только по иностранным журналам,
а не по доступным ему закрытым материалам. Думаю, потому, что он хотел открыто печататься... Он любил и хорошо умел работать с литературой. Я же говорю, он был весьма уважаем, и при этом - по заслугам, был ВЕСЬМА авторитетным, много выступал и писал. Общепризнанно авторитетным в авиапроме.
В 1952 году в "Оборонгизе" вышла в свет фундаментальная книга Владимира Исааковича Поликовского "Самолетные силовые установки". В 1954 книга была переведена на румынский и издана в Бухаресте, в 1956 на чешский и издана в Праге. Упоминания этой книги и ссылки на нее можно и сегодня найти в Сети. Вот так выглядят русское, румынское и чехословацкое издания.
Вот тут можно увидеть номер газеты МАИ "Пропеллер" от 31 декабря 1954 года, со статьей, посвященной Деду.
|
||
С аспирантами МАИ - похоже, что в клубе МАИ перед каким-то торжественным мероприятием. Ни одного человека на фото, кроме деда, я не знаю. Если вдруг кто-нибудь узнает среди аспирантов своего отца или деда - может мне написать. Кстати, дед носит почему-то только медаль лауреата Сталинской премии. А орденов Ленина и Красной звезды не носит. Не знаю, почему. |
||
В середине пятидесятых Деду удалось вернуться туда, где он так хотел быть: к настоящей, практической работе в большой авиации. Его письма в Кремль, его связи, смерть Сталина - что именно тут повлияло (или все сразу?), я не знаю. Теперь Дед работал заместителем А. С. Яковлева по силовым установкам. Я полагаю, именно там он получил спецчемодан и спецпапку для секретных документов. В КБ Яковлева дед принимал участие в создании фронтового бомбардировщика ЯК-28. Для второй опытной машины (ЯК-28-2, этот самолет практически и пошел в серию) с новым двигателем Р-11АФ-300 он спроектировал новые мотогондолы. Бомбардировщик находился на вооружении ВВС до середины семидесятых.
|
||
|
||
|